Видеооператор

Главная Статьи Ночная и вечерняя фотосъемка. Качество освещения
Ночная и вечерняя фотосъемка. Качество освещения Печать E-mail

Пожалуй, никакой другой фактор так не влияет на привлекательность вечернего или ночного снимка, как качество освещения. Будь то теплый свет колыхающегося огонька свечи, сияющие протяженные следы от автомобильных фар, подсвеченное прожекторами здание на фоне вечернего неба или разноцветная иллюминация на морской набережной, вечерняя и ночная фотография в гораздо большей степени основана на использовании необычных условий освещения, чем любой другой жанр изобразительного искусства. Следовательно, умение разбираться в различных типах освещения, естественного и искусственного, является одним из самых важных качеств фотографа, желающего извлекать максимум из любой съемочной ситуации.

Естественный свет

Дневной свет никогда не бывает одинаковым. Каждый день, с момента восхода солнца до его заката, цвет, контрастность и интенсивность падающего с неба света непрерывно изменяются. И хотя ночная и вечерняя фотосъемка подразумевает работу в пограничных условиях дневного освещения, порой оказываются удивительными те уникальные качества света, которые можно наблюдать каждую минуту, час, день или месяц.

Перед рассветом

До появления на горизонте солнечного диска весь падающий на землю свет отражается от небесного свода, который выступает в качестве огромного рассеивателя. Это значит, что свет является очень мягким и не дает контрастных теней. Кроме того, он имеет стальной или синеватый оттенок в соответствии с цветом неба - синим в ясную погоду, серым в пасмурную, - что вносит существенный вклад в формирование атмосферы снимков.

Время перед рассветом является идеальным для съемки пейзажей; особенно удачными получаются композиции с открытым водным пространством. Завораживающими предстают и зимние пейзажи, покрытые снегом и изморозью.

Особым настроением обладают городские улицы: свободные от автомобилей и людей, перед рассветом они походят на декорации к фильму. B холодном синеватом свете эффектно смотрятся и уличные фонари, испускающие приятные для глаз лучи теплого оттенка. Прохладность утреннего освещения передаст слабый синий фильтр 82В или 82C; для более выраженного эффекта подойдут конверсионные фильтры 80-й серии. Пленка типа «T> при отсутствии фильтра также может внести свой вклад в синеватый оттенок кадра. B разгар лета первые лучи утреннего света появляются уже в 2-3 часа ночи, а зимой нужнo выходить на улицу в 6 - 6.30 утра, иногда позже. За Полярным крутом предрассветный период длится зимой в течение всех суток, поскольку солнце так и не появляется над горизонтом.

Восход солнца

B ясную погоду, как только на горизонте появляется солнечный диск, его золотистые лучи заливают пейзаж теплыми оттенками, а длинные тени подчеркивают форму и текстуру предметов. Цвет самих теней остается синеватым, поскольку они освещены только небом; входя в контраст с солнечными желто-оранжевыми лучами, этот оттенок смотрится очень эффектно.

При переменной облачности иногда возникает ситуация, когда восходящее солнце освещает облака на горизонте с нижней стороны, и такой световой эффект может выглядеть потрясающе; впрочем, в районах с умеренным климатом этот момент бывает сложно поймать, и у фотографа обычно бывает только минута или две, прежде чем солнце поднимется над горизонтом и скроется за облаками. Холодным и туманным утром солнечный диск выглядит крупнее, чем обычно, из-за преломления света в атмосфере; кроме того, значительная часть лучей поглощается пылью или туманом, и на солнце можно смотреть, не моргая, - а значит, при его съемке в кадре не будут появляться блики.

Теплый оттенок солнечного освещения можно использовать и при портретной съемке на улице.

Золотой час

Вскоре после восхода солнца уровень освещения быстро возрастает, и работать в жанре вечерней фотосъемки становится возможным только спустя несколько часов. Лучше всего начинать снимать примерно за час до захода солнца - фотографы называют этот период «золотым часом».

Такое название, как вы уже догадались, вызвано теплым оттенком вечернего освещения - чем ближе к горизонту находится солнце, тем сильнее смещается его спектр в сторону желтых и красных тонов. Разумеется, речь идет о ясной погоде - при наличии плотной облачности качество и оттенок освещения почти не меняются в течение дня.

Причина изменения цвета солнечных лучей заключается в том, что свет заходящего солнца проходит через протяженный и плотный слой атмосферы, нижняя часть которой задерживает лучи синих тонов. Особенно это заметно в больших городах, где за сутки образуется большое количество смога.

Все, на что падает солнечный свет, начинает сиять красивыми золотистыми красками, будь то лицо модели, здание или склон горы; честно говоря, в это время довольно сложно не снять хороший кадр. Поскольку пленка весьма чувствительна к понижению цветовой температуры освещения, ваши снимки откажутся еще более теплыми, чем вы ожидаете.

Тени снова становятся длинными; кажется, что они распространяются по ландшафту на километровое расстояние, выявляя рельеф и текстуру даже в самой неинтересной композиции. Отбрасываемые людьми и деревьями тени создают причудливые переплетения линий и пятен, а низко расположенное солнце подчеркивает фактуру песчаных дюн, каменных стен и древесной коры.

Закат

Красоте заката сложно что-либо противопоставить, хотя на эффектность картины сильно влияют погодные условия. Bo многих частях света, особенно в местах с умеренным климатом, вы не встретите двух одинаковых закатов - и не сможете предсказать, на что они будут похожи сегодня или завтра. Если выезжать на съемку специально, чтобы сфотографировать закат, то можно вернуться сильно разочарованным; однако несколько таких разочарований с лихвой окупаются моментом, когда все складывается наилучшим образом. Ha закате вы можете снять окруженный ораньжевым сиянием солнечный диск, а через минуту обернуться вокруг и запечатлеть освещенные вечерним светом дома, окружающий ландшафт.
Поздний вечер и ночь

После того как солнце опустилось за горизонт, уровень освещенности начинает падать; с этого момента начинается самый продуктивный период для вечерней и ночной фотосъемки.

Как и перед рассветом, все имеющееся освещение поступает от неба, которое отражает и преломляет лучи ушедшего за горизонт солнца, однако вечером небо смотрится более эффектно - в отличие от утреннего, оно может быть окрашено в миллионы различных оттенков, от теплых закатных тонов до пастельного синего, розового и пурпурного. Это время идеально для съемки морских пейзажей и любых сцен, содержащих водные пространства, поскольку отраженные в них цвета неба придают снимку удивительное настроение. Уровень освещенности является достаточно низким для использования длительных выдержек (10 сек. и более в случае низкочувстви- телыюй пленки), что дает возможность запечатлеть «размазанные» контуры движущихся объектов - людей, автомобилей, поверхности воды и листвы деревьев.

После угасания теплых оттенков неба и возвращения его обычной синевы начинается следующий период, известный среди фотографов как «режим».

Это время наилучшим образом подходит для съемки композиций, содержащих искусственные источники света, - освещенные здания, движущиеся автомобили, городские улицы с бесчисленными огнями и вывесками и т.д. Дело в том, что во время «режима» уровни яркости источников естественного и искусственного освещения примерно совпадают. Если начать съемку слишком рано, то искусственные источники будут выглядеть бледно на фоне залитой естественным светом местности; если опоздать, то небо и тени на снимке окажутся черными.

«Режим» продолжается разное время в зависимости от сезона. Летом он начинается спустя 30-40 мин. после захода солнца и продолжается вплоть до одного часа, но зимой его длительность редко превышает 20-30 мин. Следовательно, летом вы успеете снять больше кадров, чем зимой, однако зимой вам не придется ждать «режима» допоздна: в конце ноября, во время написания этой книги, солнце заходит около 16 часов дня, а «режим» начинается в 16.30; к 16.50 он уже подходит к концу.

Когда уровень естественного света падает настолько, что небо кажется черным, уже не стоит снимать городские сюжеты - разница между уровнями искусственного и естественного света слишком велика, и снимки будут чересчур контрастными. Исключением являются случаи, когда вы исключаете из кадра небо и концентрируетесь па каких-либо деталях, например неоновых вывесках, окнах кафе, прохожих в свете уличного фонаря и т.д.

Однако это не значит, что нужно прекращать съемку и возвращаться домой, - ночь вполне подходит для съемки пейзажей. Небо может казаться черным, а ландшафт монохромным, однако все дело в недостаточной чувствительности наших глаз; все цвета остаются на своих местах, и при достаточной выдержке фотопленка способна их запечатлеть.

Мягкий свет практически не дает теней, а очень длительные выдержки - 30 мин. и более - позволяют лишить четких контуров абсолютно все движущиеся объекты, от медленно плывущих по небу облаков до потоков воды и качающихся на ветру деревьев.

Ночная фотосъемка в значительной степени основана на методе проб и ошибок, поэтому не стоит ожидать блестящих результатов с самого начала. Хотя некоторые ручные экспонометры способны измерять яркость столь слабого света, при установке выдержки вам необходимо учитывать эффект Шварцшильда и не удивляться появлению странных оттенков при съемке на цветную пленку. При появлении на небе полной луны уровень освещенности многократно возрастает, а создаваемая луной призрачная атмосфера может быть очень эффектной, особенно при наличии в кадре водных пространств. Выдержки по-прежнему должны составлять несколько минут, а саму луну необходимо исключать из кадра - иначе ее диск будет сильно переэкспонирован и «размазан» по небу из-за вращения Земли. Летом период полной темноты продолжается недолго, и вы вполне можете снимать до первых признаков рассвета, которые появляются в 2 - 3 часа утра.